Ruben Monakhov | PAINTINGS Рубен Монахов | ЖИВОПИСЬ

Дэдлайн

В современном искусстве тема смерти любима и разработана. Умирание, убивание, разложение, манипуляции с мертвым телом, закапывание и выкапывание – эффективный способ растормошить пресыщенного зрителя, вынудить его на реакцию.  Эффективный, не взирая на повторяемость, действенный, не взирая на предсказуемость. Смерть не приедается, привлекает внимание, запоминается.

С другой стороны, смерть в современном искусстве почти никогда не бывает раскрыта. Слишком уж развеселые огонечки и карнавальное мелькание фестивалей, биеннале, галерейных выставок противоположны тяжелому ступору, остановке времени, неминуемой при разговоре о прекращении жизни. Развести веселенькую гадливость, как братья Чапмены, устроить аттракцион гниения как Херст, сделать эстетский коллаж из мертвечины как Уиткин или устроить трэш-тризну по самому себе как Шлегензиф в павильоне Германии – все это можно. А вот схватить момент ухода в его последней, отменяющей дальнейшее, серьезности, как-то не получается.

Не претендует на это и Рубен Монахов. Не такой это человек, чтобы упереться взглядом в бездну и оцепенеть. Даже перед лицом неизбежного он найдет способ приятно провести время, пусть и в обществе костлявого косаря.  Прогулки по кладбищу в солнечный день и жизнеутверждающие и познавательные. Тут вельможа, там поэт, тут ребенок, там заслуженный деятель реконкисты. Кто-то сделал много, кто-то ничего не успел. Кого-то почтили мавзолеем, кому-то едва накопили на крестик. Рано или поздно придется занять свое место в этой компании. Но разве это повод унывать?

Тем более, кладбище – явное свидетельство «что мы, отдав концы, не умираем на совсем». Остаются памятники.  В них застывает и сам человек, и его социальное положение, и религиозные, национальные особенности, вкусы времени. А значит – жизнь прожита, хотя бы в этом смысле не впустую. Картина сама по себе - памятник автору. Тем более картина, на которой изображен памятник. Тут уж жизнь прожита не зря вдвойне.

«Туристический экспрессионизм» – так можно было бы назвать эстетическое кредо художника. Приехать на место, осмотреть достопримечательность, закусить, написать достопримечательность – чем не творческий метод? Так и появилась коллекция кладбищ народов мира.  Пока руки автора добрались до захоронений христианских, мусульманских и иудаистских. Вероятно на очереди буддисты, индуисты. Может и до атеистов руки дойдут. Коллекционирование и само по себе откладывает смерть – пока все экспонаты не собраны – жизнь продолжается.

Многое, связанное сейчас с бурно текущей жизнью на корню подрывает желание ее продолжать. Посмотришь новости – хоть в петлю. Поешь импортозамещенного и хоть в реанимацию.  Посмотришь в лица современников и соотечественников… Приходится искать новые силы для продолжения существования в парадоксальных местах. Кладбище вполне подходит.

Александр Дашевский.


 

 
Catalogue
Каталог
Artist Statement
Творческое кредо
Biography
Биография
Publications
Публикации
Contact artist
Контакты
Meet Ruben on Facebook Meet Ruben VKontakte Ruben's Live Journal Ruben's Pinterest boards
2014
2013
2012
2011
2010
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998

        © 1998–2020, Ruben Monakhov